Активность современного словообразования
Внеязыковыми и внутриязыковыми причинами объясняются бурные процессы в современном словообразовании, которые усиливают друг друга и чаще всего переплетаются. Социальными причинами стимулируются или поддерживаются словообразования на уровне, как правило, законы речевых средств, законы аналогии, законы противоречий. Действие закона речевой экономии усиливает ускорение темпов жизни, а процессы образования эмоционально-экспрессивных типов словообразовательных моделей активизирует рост национальной напряженности в жизни общества. Общие способы словообразования обладают наибольшей устойчивостью. В рамках стабильных способов типы словообразования более подвижны и изменчивы. Как определенный образец для образования нового слова может использоваться даже сам тип. Например, по образцу лягушатник бомжатник; по образцу госиздат — самиздат, политиздат, тамиздат; фрейдизм по образцу — ельцинизм. А также по образцу операбельный — носибельный, читабельный, смотрибельный; по образцу землеход — луноход. В самой словообразовательной системе черпаются типы словообразования, способы и даже формальные словообразовательные средства, то есть суффиксы. Только единицы наименования, номинации, которые созданы «по образу и подобию» оказываются собственно новыми. Новые наименования вовлекаются, таким образом, в словообразовательные процессы. Связь грамматического, словообразовательного, лексического, даже семантического, уровня языка активно обнаруживается в этих процессах. Например, можно увидеть расширение словообразовательных моделей, которые произведены от слов в новых значениях. Если мы рассмотрим слово челнок, то следующую картину получим: челнок означает «деталь ткацкого станка» и в словообразовательной цепочке дает только одно звено – челночный; слова челнок или перекупщик это новое значение этого слова, которое значительно увеличивает цепочку в современном просторечии.